Археологическая справка. Название дольмен происходит из нижне бретонского языка от слов «дол» - стол и «мен» - камень: «каменный стол». Таинственные мегалиты Африки, Индии, Англии, Ирландии, Северной Европы, Кавказа... О них нет информации ни в каких письменных источниках, лишь лаконичные таинственные знаки на самих сооружениях.
Пока можно только гадать, кто, когда и зачем строил дольмены. Ювелирная подгонка многотонных плит, точное соблюдение пропорций, простая и суровая красота... Похоже, строители знали, что их постройкам предстоит пройти сквозь тысячелетия и принести с собой в наш мир загадки, мифы и легенды...
На сегодняшний день есть множество разных версий по поводу дольменов: археологические, научные, околонаучные и прочие. Но ни одна из них не дает точных ответов на все вопросы.
Человек, всю свою жизнь посвятивший изучению дольменов, автор монографии об этих археологических памятниках, исследователь-практик с учеными званиями, археолог В.И. Марковин говорил: «Я до сих пор не могу не удивляться гению древних строителей дольменов, умевших так плотно скреплять отдельные плиты, что порой не просунешь между ними даже лист бумаги. Может быть, поэтому ни в какой мере не считаю, что о дольменах мне все ясно, что я смело могу писать о жизни людей, оставивших их».
В североевропейских странах дольмены, имея огромные перекрытия, напоминают массивные грубо обработанные столы. Западноевропейские дольмены, найденные во Франции, Англии, немецких землях, представляют собой нагромождения грубых, плохо обработанных плит и каменных глыб.
Первые упоминания о дольменах Западного Кавказа в научных источниках принадлежат академику Императорской Академии наук Петру Симону Палласу (1741 —1811 гг.). Впервые увидев каменные постройки, он сравнил их с гробницами. Это было в 1794 г., а в 1803 г. Паллас издал записки о своем путешествии по окраинам государства Российского.
Следующими «первооткрывателями кавказских мегалитов стали иностранцы.
В 1818 г. в бассейне реки Пшада сквозь заросли повои и скумпии пробирался Тебу де Мариньи в сопровождении надежных лиц, среди которых был и географ К. Тауш. Мариньи интересовали торговые отношения с местным населением, однако это не помешало ему детально описать увиденные древние постройки.
«...Черкесы называют постройки «Испун» или «Спыун» — дома карликов — и рассказывают, что их построили великаны для племени малорослых людей, у которых не хватало сил для того, чтобы построить себе жилище. Карлики были настолько малы, что для верховой езды использовали зайцев».
Сам же Мариньи считал, что это древнейшие могилы. Сохранились многочисленные легенды, рассказывающие о том, что умирающий заползал в дольмен, чтобы там, вдали от людских глаз расстаться с жизнью. На многих дольменах изображены так называемые «знаки перехода», символизирующие переход из одного мира в другой.
Эти легенды перекликаются с другими, согласно которым дольмены символизируют женское начало, и человек, выйдя из материнского чрева на Белый свет, через него же совершает и обратный путь.
Вторым иностранцем, увидевшим в 1837— 1839 гг. те же самые пшадские дольмены, был Джемс Белл. Он оставил интересные дневники.
Эти единичные находки дольменов — на Таманском полуострове и на реке Пшада—не только привлекли внимание, но и породили самые неожиданные домыслы и теории.
С этого момента началось изучение дольменов Западного Кавказа. Интерес к ним возрастал с каждым годом.
Самую сложную и трудную часть работы по исследованию ареала дольменов взял на себя Л.И. Лавров. Им была проведена полная систематизация всех дольменных мегалитов на территории Западного Кавказа. В его труде-каталоге указано 1139 построек, известных со времен путешествия П.С. Палласа и до 1960 г.
С 1967 по 1976 г. Институтом археологии АН СССР был создан специальный отряд для изучения дольменов Кавказа под руководством крупного ученого археолога В.И. Марковина.
К 1976 г. на Кавказе было учтено уже 2308 дольменов, хотя реальное их количество намного больше. Целенаправленные исследования западно кавказских дольменов позволили разделить все многообразие дольменов на четыре основных типа.
1. Обычные плиточные, т. е. дольмены, все стены которых, перекрытие, а иногда и пол сложены из отдельных массивных плит, наподобие карточного домика (самые распространенные постройки, около 92%).
2. Составные дольмены, с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких камней (довольно редкие, 1,5%).
3. Корытообразные, камера которых высечена в скале и сверху перекрыта отдельной плитой (встречаются чаще, 3,8%).
4. дольмены-монолиты. Они целиком, вместе с крышей, высечены в скале (2,7%).
Древнейшим типом построек ученые считают простейшие плиточные дольмены. Форма дольмена — косо срезанная усеченная пирамида — неслучайна, она чрезвычайно устойчива. Такое строение имеют горы, по этому принципу растут деревья. Древние строители и архитекторы прекрасно знали эту закономерность. Все постройки Египта, Вавилона, Ассирии, Центральной Америки делались несколько пирамидообразными, с широким основанием и узкой верхушкой.
Историки единодушно рассматривают дольмены как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все курсы истории зодчества.
Новый взрыв интереса к дольменам возник в середине 90-х годов прошлого века, после выхода в свет книг В. Мегрэ (Пузанкова) — «Анастасия и «Звенящие кедры России».
И понеслась людская молва о чудо-камнях, исполняющих любое желание: больному — обрести здоровье, здоровому— силу, а сильному— научить и тех и других, как пользоваться этими сооружениями. Потянулись люди к дольменам, стали возникать новые гипотезы и легенды. Спрос рождает предложение, и на сегодня существует несколько десятков версий о происхождении и назначении дольменов: от бытовых — что это холодильники древних, до невероятных — что это торсионные пушки атлантов.
В следующих номерах журнала мы познакомим вас с наиболее яркими и интересными версиями.
Дмитрий Жиляев, журнал Тайны мира №2, 2002 г.